Государство пыталось регулировать рынок давно. Скажем, таким регулированием, причем путем грубого нарушения действующего права освященного обычаем — "в интересах общества" разумеется, была реформа, проведенная в Афинах в VI веке до Р.Х. Солоном.

Солон кассировал, то есть ликвидировал решением власти солидную часть долгов, крестьян и упразднил институт долгового рабства, запретив обращать граждан в рабство за долги. Личный кредит был заменен реальным, вещным. Теперь долги с личности должника переводились на его имущество, т.е. афинянин отвечал по своим долгам не свободой, а только собственностью.

Для уведомления о заключенной сделке такого рода, кредитор ставил на имении должника (обычно на пограничной меже) столб с надписью, что это имущество служит обеспечением прав кредитора на известную сумму.

Этот столб назывался ипотека.

Обороту задолженной недвижимости ипотека не мешала, но давала гарантии возврата кредита без обращения к личности, столб же был сообщением для третьих лиц, участвовавших в обороте. Каждый новый покупатель (или новый кредитор) мог узнать, на какую сумму уже заложено интересующий его земельный участок. Достаточно точное определение стоимости имущества позволяло кредитору назначить сумму кредита, обеспеченного залогом.