Церковная реформа именуемая никоновой на самом деле вовсе не никонова . 
Никон её только осуществил . 
Хорошо известно ,что  подробные планы церковной реформы были выработаны в грекофильском окружении Алексея Михайловича . 
Ещё  с 1646-1648 годов цар-ский духовник Стефан Вонифатьев , Федор Ртищев и сам Алексей Михайлович наметили основные черты церковной реформы и подготовили для неё и почву и средства . 
Замысел реформы появился у именно грекофила Алексея Михайловича и именно ему принадлежит затея церковной реформы . 
Причем после разрыва с Никоном и его ухода дело реформы продолжил сам царь лично . 
Ведь и сам Алексей Михайлович воспитывался в грекофильских традиции своей семьи . 
Уже патриарх Филарет начал исправлять книги и церковную службу  по греческим образцам . 
Грекофильство  Стефана Вонифатьева , Федора Ртищева и самого  Алексея Михайловича было выражением их геополитических претензий на  всё византийское наследство и создания единого православного царства . 
Алексей Михайлович коренным образом меняет политику Московского царство . 
Он стремится к возрождению Византийской империи со всеми ее атрибутами, но с центром в Москве. 
Поскольку для византийских императоров была очень важна законодательная деятельность, то наподобие Кодекса Юстиниана возникает Соборное Уложение 1649 года . 
Т.е. даже  Соборное Уложение 1649 года  делали по образу и подобию  Кодекса Юстиниана . 
Русский царь пытается во всех деталях вести себя так, как вели византийские императоры и требует этого-же  и от патриарха  и от церкви . 
Алексей Михайлович хотел и весь придворный церемониал сделать точно таким-же , как  некогда у византийских императоров ! 
Соответственно и все богослужебные книги  ,чины и обряды должны были строго соответствовать греческо-византийским .  
Начинается византизация и огречивание русской Церкви и русской культуры . 
Попытка восстановления и реконструкции  византийской традиции при Алексее Михайловиче заставляли искать хранителей этой традиции. 
Но таковых  на русских землях можно было найти только на Украине  сохранявшей тесные церковные  связи с Константинополем . 
Однако Украина была частью Польского государства и испытала сильное  влияние Западной Европы. 
Сближение с греками , Балканами и Украиной вело не только к византизации и огречиванию , но и к европеизации в русской культуре. 
Вот корни и причины "никоновой" церковной реформы . 
Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева. 
Именно под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов. 
Этот же кружок доставил Никону и патриаршество. 
Никон первоначально грекофилом не был и похоже ,что он не был им  вовсе . 
Его грекофильство кажется было только маскою ,  надетой для возможности достижения им патриаршества . 
Для проведения реформы был нужен только новый патриарх , помоложе и поэнергичней . 
Вот Никон и стал патриархом . 
Столичные реформаторы Стефан Вонифатьев и Ко считали необходимым в первую очередь исправить русские книги и русскую церковную жизнь по греческим меркам , канонам и книгам . 
Они хотели всю исправить всю русскую церковную жизнь и книги по греческим нормам . 
Аввакум Петрович ,Иван Неронов и другие провинциальные ревнители благочестия требовали в первую очередь  очищение церковной жизни . 
Они прежде всего хотели и это видно по их челобитным  : 
правильного и чинного порядка в совершении служб духовенством , 
обязательного образовательного  ценза для кандидатов в церковный сан , 
искоренения пороков и нехристианских  обычаев среди народа и духовенства , 
чистки духовенства от негодных пастырей , 
изгнания пьяниц из духовенства , 
ограничения , а  по возможности  и запрета на кабаки и зелено вино . 
Конечно провинциальные ревнители благочестия  тоже требовали  неукоснительного исправления книг ,чинов и обрядов( по древним книгам и рукописям )  , но  это не было для них главным  , а идея грекофилов о глобальной  неисправности и испорченности русских богослужебных книг ,чинов и обрядов была для  провинциальных ревнителей  благочестия абсолютно неприемлемой .