Абрамий пишет: 
  
  цитата:
   И так в 1937 году в СССР было получено всего только 3 мил. тонн бензина всех сортов . 
  
  А импорта совсем-совсем не было? 
Был импорт небольших количеств  авиационного бензина из США до войны и массовые поставки по ленд-лизу . 
Наращивая производство авиационной техники в СССР наступили повторно  на те же грабли ,что и с автомобилями . 
Массового производства высокооктанового бензина в СССР так и не было развёрнуто . 
В сентябре 1939 г. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление "О реконструкции существующих и строительстве новых самолетных заводов", где было намечено в короткие сроки реконструировать 9 существующих предприятий и построить 9 новых авиационных заводов . 
По этим планам в стране стало развёртываться  производство современных видов боевой авиационной техники — истребителей ЯК-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, штурмовика Ил-2 и других самолетов. 
Моторы этих самолётов требовали  использования качественных высокооктановых бензинов.  
Однако  такое наращивание  численности военной авиации СССР было абсолютно не обеспечено  наращиванием  мощностей по производству  авиационного  бензина . 
Кроме  этого  РККА  имела и другие  быстрорастущие топливные потребности . 
Имеющееся мощности   не могли удовлетворить такой спрос  ни в количественном, ни в качественном отношении . 
Качество нефтепродуктов было плохим . 
В 1940 г. на отечественных нефтеперерабатывающих заводах было переработано 29 млн. 414 тыс. т. нефти, из этого количества нефти  выработано :  
883,6 тыс. т. авиационного бензина,  
3 млн. 476,7 тыс. т. автомобильного бензина,  
5,6 млн. т. керосина, 
1 млн. 274 тыс. т. лигроина, 
1 млн. 459 тыс. т. дизельного топлива,  
413,2 тыс. т. флотского мазута, 
9,8 млн. т. топочного мазута,  
1 млн. 469 тыс. т. различных масел . 
Т.е. выход бензина составил менее 15% .  
В США ещё в 20х годах выход бензина был около 35% ,т.е. глубина и эффективность переработки  нефти была намного выше . 
Однако даже из тех  883,4 тыс. тонн авиационного бензина,  которые были  произведены  в 1940 году более 95%   составлял авиационный бензин  с невысоким октановым числом от 70 до 74.  
Для отечественных самолётов  устаревших типов  вроде истребителей И-15, И-153, И-16 , бомбардировщиков Тб-3 и СБ  кое-как годился  и бензин Б-70 . 
Новые боевые самолеты :Як-1, Як-3, МиГ-3, ЛаГГ-3, Ил-2, Ил-4, Пе-2, Ер-2, Су-2 -- нуждались в бензине не хуже Б-78 . 
Однако его в 1940 году было выработало всего 36 тысяч тонн  -- т.е. 4% от  всего количества авиационного бензина . 
Из этого количества на обучения летчиков  тратились крохи и вообще бензин поступал с перебоями . 
Генерал Новиков : 
"Как правило, ежегодно… в самый разгар полетов, начиная с июля, а иногда и с июня, прекращается подача бензина, части переходят на голодный паек, свертывая из-за этого полеты.… Без бензина летать не научишься. Нормальная подача бензина начинается вновь с октября, когда уже фактически полеты по условиям погоды начинают свертываться, а аэродромы размокают. Для создания могучего Воздушного Флота, способного выполнять боевые задачи в сложных условиях, перебои с бензином необходимо прекратить"  . 
. 
В 1941 году общий расход всех видов жидкого топлива  в РККА составил 1,1 миллиона тонн , что было примерно  1/3 от необходимого . 
Вот , что по словам генерал-майора П.В.Котова ( начальник Управления снабжения горючим ) представляло собой снабжение ГСМ РККА   в 1941 году : 
Удовлетворение потребности Красной армии в ГСМ по текущему снабжению, начиная с 1940 г., происходит с большими урезками. Из месяца в месяц НКО недополучает значительное количество ГСМ по установленным нормам … Выделенные Правительством лимиты в 1-м полугодии 1941 г. относительно того же периода 1940 г., значительно урезаны, а именно: по автотракторному горючему с 80,4% за 1940 г. до 61,1% от потребности 1941 г.; по авиабензинам с 78,2% за 1940 г. до 66,2% от потребности 1941 г. В целом на 1941 г. Госплан при СНК СССР планирует для текущего снабжения Красной Армии покрыть потребность НКО СССР в следующих размерах: по автотракторному горючему на 46-75%; по авиабензинам на 91%. … обеспеченность по авиабензину Б-78, дизтопливу и дизсмазке в сравнении с другими сортами ГСМ крайне низка  
Ещё хуже было то , что НКО  фактически не имел мобилизационных запасов ГМС . 
Таковых на 22 июня 1941 года  имелось менее 300 тыс. тонн на всю армию . 
Конечно меры по устранению такого недостатка предписывались . 
Было  издано  постановление  СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 26 июля 1940 года  № 1372-536  по которому предполагалось  к 1 мая 1941 года  обеспечить  наличие в  мобилизационных фондах уже 1 млн. 236 тыс. тонн ГСМ . 
Ничего из этого не вышло ,горючего как не было до этого , так и после этого не прибавилось . 
Это постановление нанесло немалый вред боеготовности РККА . 
Дефицит авиационного горючего привел к тому, что Главное управление ВВС в мае 1941 года отметило низкую огневую подготовку летчиков на современных боевых машинах вследствие их налета всего в 12 часов . 
В 1941 году и без того недостаточное количество горючего выделяемого на боевую подготовку было сокращено Так в связи с необходимостью создания мобилизационного резерва 16 июня 1941 года  было принято совсем  уж не адекватное постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 1624-684  "О сокращении потребления высокооктановых бензинов в ВВС РККА . 
Однако ничуть   не лучше было положение с горючим и в народном хозяйстве Советского Союза.  
Мало того , что качество довоенного отечественного бензина было очень плохим и и  его максимальное октановое число было 56 , а в среднем оно составляло 40-50 , но и этой дряни не хватало . 
Средняя обеспеченность автомобильного транспорта  в важнейших отраслях  в 1940-1941 году бензином была не более 70% от потребного , а в прочих   колебалась от 20% до 70% . 
Из доклада  Л.П.Берия "О состоянии автотранспорта СССР" от 18 декабря 1940 г.  
"Снабжение автопарка Союза ССР горючим в первом полугодии 1940 г., производилось с большими перебоями и в количестве, не удовлетворяющем потребность, …из-за недостатка горючего по-прежнему имели место простои автотранспорта. В хозяйствах имеет место применение суррогатов и заменителей бензина — главным образом бензола, пиробензола, лигроина, бутиловой смеси, метанола, керосина, отходов синтетического каучука, сивушных масел, анилокрасочных и сульфатного скипидара"  
Просчеты руководства СССР привёли к тому ,что  техническое состояние    советских нефтеперерабатывающих заводов  было  крайне запущенным и неудовлетворительным  . 
К началу войны   85% нефти перерабатывалось методом примитивнейшей  прямой перегонки на кубовых и трубчатых атмосферно-вакуумных установках . 
Результатом было преобладание  в товарной номенклатуре  преобладание темных нефтепродуктов.  
Нефтеперерабатывающая промышленность СССР  имела ярко выраженную   "мазутную ориентацию",  а доля качественных светлых нефтепродуктов (бензин и керосин )   достигала  едва 30%. 
И это конечно было очень важным  негативным фактором, осложняющим полное и надежное обеспечение горюче-смазочными материалами, как отраслей народного хозяйства СССР, так и РККА . 
Безопасность СССР с топливно-энергетической точки зрения никак не выигрывала от того ,что и добыча нефти и её переработка велась в двух удалённых от центра  окраинных районах СССР  .  
Исключительно уязвимым было положение советского нефтеперерабатывающего производства . 
В 1940 году почти половина  ( 43,4% общесоюзного объема  или  383,8 тыс. т. авиабензинов Б-78, Б-74, Б-70, ) всего авиационного бензина производимого в  СССР  дал только один завод : Бакинский  нефтеперерабатывающий завод им. И.В.Сталина . 
Доля высокооктанового бензина Б-78 в годовом объеме на этом заводе  не превышала и  10%. 
Конечно перед войной  советским правительством все же были предприняты некие меры по расширению отраслевой географии и созданию новых производств по выпуску качественных моторных топлив. 
Причиной этого послужили планы англичан и французов по бомбардировке Баку в 1940 году . 
Но время на  перестройку  и расширению нефтяной промышленности и увеличению добычи нефти   было упущено . 
В 1941 году предполагалось построить мощностей по производству авиационного бензина класса Экстра ( Окт . 100ед ) и Б-78 и лучше  :  
крекинг-процесс  — 600 тыс. т, 
по производству  изооктана   87 тыс. т, 
алкил-бензиновых установок  — 65 тыс. т. 
Т.е. всего на 950 тыс тонн  бензина  Б-78 и лучше . 
Учтено ,что примешивая  изооктан к бензину Б-70 в количестве 20-30% можно повысить его октановое число до 78-82 ,т.е. получить бензин минимум Б-78 .  
Кроме этого было запланировано завершение строительства  : 
третьей и четвёртой Уфимского НПЗ , 
второй и третьей очередей Московского НПЗ, 
второй очереди Херсонского НПЗ . 
Всё это не было достроено к началу войны . 
Было начато строительство   нефтеперерабатывающих заводов в Сызрани, Комсомольске-на-Амуре,  Воронеже, Молотове, Армавире, Красноводске и Бутуруслане. 
Ничего на этих площадках к началу войны возвести не успели . 
Было запланировано строительство новых установок термического риформинга и сернокислого алкилирования в Баку и Грозном. 
И это ничего сделать не успели . 
Только к 1943 году в СССР решили построить специализированный  завод химического машиностроения по производству оборудования для переработки нефти ( крекинг-оборудования и проч. )  
Местом строительства был выбран Сталинград и в 1941 году завод заложили и  начали строить .   
Строительство такого предприятия запоздало на 7-10 лет .    
На реализацию этой обширной  и опоздавшей правительственной программы требовалось  от 3х- до 5 лет , которого  уже не было. 
В результате  нефтяная промышленность СССР в 1941 году могла обеспечить потребность Наркомата Обороны на год войны по авиационным бензинам только на 26,6%, дизельному топливу – на 67,5%, по авиационным маслам – на 11,1% . 
Повезло ещё ,что у СССР была возможность получать топливо по ленд-лизу ,  а у Германии  положение дел с жидким топливом было ещё хуже . 
Теперь о том  какие химеры одолевали руководство СССР в нефтяной отрасли . 
В документе Госплана СССР, озаглавленном "Черновые материалы к плану развития народного хозяйства на второе пятилетие"  --  документ был составлен  в 1931 году . 
По  этим материалам  добыча нефти в 1937 году  должна была составить  фантастическую цифру  в 130 млн тонн . 
И эта цифра тем более безумна , что никакой материальной базы для такого " большого скачка" не было  предусмотрено  создать . 
Однако на эту фантастическую цифру ориентировались при планировании  других отраслей . 
К июню 1931 года  в Госплане СССР  были подготовлены  новые  более подробные "Грубо ориентировочные и предварительные материалы к составлению второго пятилетнего плана". В документе говорилось ,что в  1937 г.  добыча нефти составит  138 млн тонн . 
Откуда взяли составители эту цифру становится ясно из такого пассажа : "По добыче нефти СССР в 1937 г. обгоняет САСШ, добывшие в 1929 г. 128 млн т и выйдет на первое место ". 
Вот так без всяких оценок и консультаций , без всякого учета  доступных запасов нефти и технических возможностей  её извлечения , без оценок потребной  инфраструктуры , фактически  с больной головы решили за одну пятилетку обогнать США по добыче нефти . 
В "Материалах по II пятилетнему плану народно-хозяйственного развития СССР (второй вариант)" июля 1931 года  , добыча нефти в 1937 году   планировалась в  120 млн тонн . 
В июле — августе 1931 г. в Госплане СССР была подготовлена "Записка к ориентировочному варианту плана 1932–1937 гг."  
В соответствии с этим вариантом плана ожидаемая добыча нефти в 1937 г. опять корректировалась в сторону уменьшения, намечалось довести ее до 105 млн т — то есть по сравнению с 1931 годом   увеличить — всего ничего! — в 4,7 раза . 
В соответствии с наметками Госплана от 5 июля 1931года добыча нефти в 1932 году  и в годы второй пятилетки должна была быть следующей: 
1932 г. — 32,0 млн т, 
1933 г. — 41,5 млн т,  
1934 г. — 50,2 млн т, 
1935 г. — 65,4 млн т,  
1936 г.— 85,0 млн т, 
1937 г. — 105,0 млн тонн . 
Выступая на ХVII конференции ВКП(б) в январе 1932 г. с докладом «О второй пятилетке», В.В. Куйбышев заявил, что ставится задача  добычу нефти — до 80–90 млн тонн . 
В июле 1932 года  на Всесоюзной топливной конференции была дана установка довести к 1937 г. добычу нефти до 69,9 млн тонн , газа — 5,05 млн тонн , а всего нефти и газа вместе — до 74,95 млн тонн .
Таким образом, показатель опять оказался ниже, чем  официально утвержденный на полгода раньше на ХVII конференции ВКП(б). 
В "Союзнефти" в 1932 году  намечалось довести к 1937 году объемы внутреннего потребления нефтепродуктов в СССР до следующих показателей:
бензин для авиации — 1 350 тыс. тонн, 
бензин для автотранспорта — 6 250 тыс. тонн ,  
бензин для прочих целей — 790 тыс. тонн , 
специальные бензины — 260 тыс. тонн.  
Всего для внутреннего рынка планировалось произвести 8 650 тыс. тонн  бензина. 
Легкого тракторного топлива предполагалось поставить 7 535 тыс. тонн , из них керосина для тракторов — 6 705 тыс. тонн, лигроина — 830 тыс. тонн  . 
В 1933 году  плановые наметки, сообразуясь с реальностью, в том числе — очевидным застоем в нефтедобыче  вызванным нехваткой капиталовложений и снова  снизили. 
В докладе В.В. Куйбышева "О втором пятилетнем плане", сделанном на ХVII съезде, говорилось о необходимости увеличить добычу нефти более, чем в 2 раза, а съезд утвердил плановое задание по нефти (с попутным газом) на 1937 года  в 46,8 млн тонн  — 210% от уровня 1932 года  и эта цифра оказалась  на 700 тыс. тонн  меньше, чем в документе Госплана от 23 декабря 1933 года .
В результате планирования "большого скачка" в нефтедобычи к  1937 году получилось по словам Кагановича   
"Пятилетка наметила 44 млн т, сделали мы 28,5 млн т (добычи — А.И.). По добыче газа и нефти вместе пятилетка наметила 46,8 млн т, а выполнили мы 30,3 млн т. По выработке бензина пятилетка наметила 6,5 млн т, а фактически мы получили 3 млн т... По керосину пятилетка наметила 7,5 млн т, а выполнили мы 6,1 млн т. По маслам пятилетка наметила 2 млн т, а выполнили мы 1,6 млн т. По моторному топливу, то, что для нас представляет исключительно большой интерес, пятилетка наметила 4,5 млн т, а выполнили мы 1,5 млн т" 
Конечно можно было всё валить на вредителей и валили всё на них , но причиной провала нефтедобычи  
являлось отсутствие  нужных ресурсов и капиталовложений в разведку и добычу нефти . 
Например на вторую пятилетку было запланировано пробурить 11500 км скважин ( не только нефтяных )  по всей стране , а пробурили только 7600 км , а  из них в Азербайджане на нефть  только  около  270 км . 
Для выполнения плана по бурению не было ни труб ни оборудования . 
Когда в руководстве СССР с подачи Союзнефти в 1930 году понимали ,что такое нефтедобыча и нефтепереработка и какие ресурсы надо вложить для расширения этих областей народного хозяйства  ,  то появилось  постановление о дизелизации . 
Когда-же решили делать "большие скачки" без оглядки на реальные возможности , то решили ,что  дешевой нефти у нас будет хоть залейся , всем хватит . 
Вот и получили ,что стало не хватать жидкого топлива , а расширение добычи нефти и нефтепереработки провалили , не выделив ресурсов . 
За одно и опоздали с дизелизацией .