О политике царской России в отношении евреев . 
Тут можно много интересного рассказать . 
В России до разделов Польши евреев почти не было . 
С разделом Польши стал вопрос о том ,что делать с евреями ставшими поневоле  русскими подданными  ? 
А  их в 80х годах 18 века в России было уже 80-100 тысяч . 
При  Екатерине 2 евреев  сперва рассматривали как некое сословие на религиозной почве . 
Для евреев ввели подушный налог , который был больше крестьянского ,но меньше купеческих . 
При Екатерине 2 были отменены традиции магдебургского права в отношении к евреям . 
По магдебургскому праву лица иудейского вероисповедания не могли быть членами цеховых и купеческих  корпораций . 
Так вот всех евреев бывшей Речи Посполитой в России поделили по родам занятий  просто взяли и приписали к существующим в империи сословиям и так появились евреи духовного сословия , евреи мещане и евреи купцы  , позже появились евреи крестьяне . 
Евреи заодно  получили все права и обязанности тех сословий к которых их приписали . 
Закон Екатерины 2 о положении евреев по которому  они приписываются к сословиям с получением всех соответствующих прав и обязанностей ,был издан в 1780 году . 
Евреи получили права избирать и быть избираемыми в органы городского самоуправления  . 
В  Речи Посполитой к моменту её разделов были весьма сильно урезаны права кагала ( еврейского общинного самоуправления ) 
В Российской империи все  традиционные права кагала были полностью  восстановлены . 
Это уже чисто российская особенность опираться на местные структуры самоуправления на национальных окраинах . 
Однако Екатерине 2 и её советникам  очень не нравился традиционный образ жизни и занятий бывших польских  евреев . 
Ну чем они занимались ? 
Мелкой и мельчайшей торговлей , ремёслами , содержанием панских кабаков и винокурен , ростовщичеством и арендаторством . 
С точки зрения Екатерины 2  евреи должны были сменить роды своей деятельности . 
Евреи должны были стать крестьянами , заниматься ремёслами , крупной торговлей , возможно стать чиновниками и лицами свободных профессий ( врачи , инженеры , учителя и проч. ) 
Мероприятия Екатерины 2 привели к резкому улучшению правового статуса еврейского населения . 
Введение законоположений о евреях в России встретило массовые протесты христианского населения . 
Такие вещи ( протесты и волнения ) при проведении государствами  мер по эмансипации еврейского населения были по всей Европе . 
Ответом был именной указ 1785 года о котором всем петициям и жалобам на евреев был дан от ворот поворот . 
Все меры законов 1780 года  были подтверждены снова и были примяты и новые меры к эмансипации евреев . 
Екатерина 2 о евреях русских подданных : 
"Когда еврейского закона люди вошли уже на основании указов Ее Величества в состояние, равное с другими, то и надлежит при всяком случае соблюдать правило, Ее Величеством установленное, что всяк по званию и состоянию своему долженствует пользоваться выгодами и правами без различия закона и народа". 
Вот так-то . 
Эти меры привели к тому ,что из еврейского населения быстро выделись люди , которые вместо того ,что-бы обслуживать интересы бывшей польской шляхты , стали использовать свои способности к предпринимательству для ведения дел с русскими дворянами и чиновниками и государством  . 
Такие дельцы быстро и необычайно богатеют и не которые из них получают или приобретают имения с крепостными . 
Еврейская община явно раскалывается появляются те ,кто хочет и желает существовать уже среди русского населения и в русской среде . 
Первая мера екатерининского времени направленная против евреев , это запрет  начала  90х годов 18 века евреям быть московскими купцами . 
Первоначально евреи могли приписываться к купеческим гильдиям по всей империи и в любом городе  . 
Такой привилегии не имели русские купцы . 
Бывшие московские купцы евреи  перебрались в Санкт-Петербург и там приписывались к местным гильдиям  . 
Начало ревизии первоначального  екатерининского законоположения о евреях относится к времени после третьего раздела Польши . 
С этого времени число евреев в империи выросло до 500 тысяч человек . 
Именно в России теперь находится крупнейшая еврейская община ,в России проживает более половины всех евреев ( без учета кавказских ). 
Для упорядочивания положения евреев при Александре 1 возникает Еврейский комитет . 
Юридическое оформление черте оседлости сообщило "Положение об устройстве евреев" 1804 года, которое перечисляло те губернии и территории, где евреям дозволялось селиться и торговать ("Положение" строго предписывало всем евреям записываться в одно из сословий : земледельцев, фабрикантов и ремесленников, купечество, мещанство). 
"Положение" касалось не всех евреев ,примерно 1/4 часть евреев  была изъята и не подлежала его действию  и ограничений на них не  было . 
Не касалось "Положение" и евреев Кавказа ,а позже и Средней Азии . 
Кроме принятия "Положения" никакой систематической политики по отношению к евреям правительство Александра 1 не вело . 
Была попытка принудить евреев посылать своих детей в казённые школы , но она тогда успеха не имела .  
После польского восстания 1830 года власти "вдруг" обнаружили ,что интересы  большей части еврейской верхушки исторически и традиционно   завязаны на обслуживание интересов польской шляхты и аристократии . 
Пока (до 1830 года ) польскую аристократию и польское дворянство  в Санкт-Петербурге рассматривали как  вполне лояльную местную элиту , то историческая  связь местной элиты с евреями не считали проблемой . 
С начала правления Николая 1 была начата политика еврейской аграрной колонизации . 
Хотели из местечковых евреев сделать крестьян . 
Хотя это программа  не имела 100% успеха , но к началу 60х годов 19 века  только в Новороссии было уже 23 тысячи семей  евреев-крестьян. 
Т.е. минимум 100 тысяч человек евреев жили с " земли" . 
Без этой аграрной колонизации  евреев успешное  создание Израиля было-бы невозможным . 
При  Николае 1 на евреев распространили рекрутскую повинность . 
Закон этот появился в 1827 году . 
Закона этого не желали ни в среде русской элиты ,ни тем более евреи . 
Закон о рекрутах-евреях имел одну особенность ,  еврейские общины могли посылать в рекруты детей в возрасте от 12 лет . 
Закон этого прямо делать не обязывал , но к 18 годам практически все мужчины в еврейской общине были не то ,что женаты , но имели обычно 2 детей . 
Однако были и такие кого призывали даже в 9 лет ! 
"Русский" писатель ,публицист и историк   Никитин Виктор Никитич (1839? — 1908, Петербург) был сдан еврейской общиной в  девять лет  отроду  и был взят в кантонисты в Нижний Новгород, где его силой  крестили и дали русское имя и фамилию  (еврейское имя и фамилия неизвестны). 
Благодаря красивому почерку  и прилежанию стал писарем , потом и офицером , в 1850-х гг. -- домашним секретарем директора канцелярии военного министерства генерала К. Кауфмана. 
Упорно занимался самообразованием и сделал успешную чиновничью карьеру после окончания в 1869 г. военной службы -- был одним из директоров Петербургского тюремного комитета, чиновником по особым поручениям при министерстве земледелия и государственных имуществ. 
Призыв в 18 лет оставлял жену и детей на содержание общины и создавал ещё и религиозные проблемы !  
Вот и бросали жребий на детей или просто посылали детей тех евреев  ,кто не мог из бедности их прокормить . 
Детей призывали в кантонистские батальоны . 
Конечно там сохранить веру было трудно , меры по обращению евреев-рекрутов в христианство были самые серьёзные , но до 1/5  кантонистов так оставались иудейского вероисповедания . 
Впрочем те кто остался открыто  привержен иудаизму  уставом разрешалось ходить в синагогу по месту службы. 
Если синагоги не было, то военнослужащие-евреи могли собираться для общей молитвы и избирать сведущего в религиозном законе наставника . 
Для этого снимали особые помещения, где устраивали постоянные молельни. 
Так называемые солдатские синагоги существовали во многих городах вне черты оседлости. 
Командование разрешало кантонистам по субботам и еврейским праздникам посещать их. 
Здесь мальчики встречались со взрослыми солдатами-евреями, и это укрепляло их дух, помогало легче переносить все тяготы жизни. 
Из евреев-кантонистов вышло немало хороших офицеров . 
Николаевские солдаты — так стали называть солдат и офицеров из евреев-кантонистов ,  были мужественными, преданными царю и выносливыми воинами. 
Конечно призыв еврейских мальчиков  в 12 и даже  менее лет был жутким кошмаром . 
Насильственное обращение в христианство мальчиков-кантонистов было единственным примером из политики имперской России , когда  
проводилась   политика силовой  христианизации евреев. 
Надо сказать , что официальная церковь весьма нежелательно относилась к обращению евреев в христианство и даже более того саботировало официальную политику  , которая была направлена на добровольную христианизацию евреев . 
Официальная церковь евреев просто боялась. 
К всему можно вспомнить довольно массовое обращение русских крестьян в иудаизм в конце 18-19 веке 
Хотя официальная политика была к евреям недоброжелательна , но скандальных процессов о еврейских жертвоприношениях христианскими младенцами и употреблении крови христианских младенцев , в России почти не было. 
Только в 1856 году в  Саратове было такое судилище , но осуждённых тут-же помиловали , а судьи получили по шее . 
Например за вторую половину 19 в Австро-Венгрии таких процессов было больше десятка . 
В 40х годах 19 века Николай 1 и Уваров решили таки отменить кагал , как вредное учреждение  , которое  способствовало консервации и консолидации  еврейской общины , кроме этого были созданы еврейские светские школы в которых преподавание велось на русском языке , а преподавание иудейского закона велось на немецких учебниках и на немецком языке  . 
Эти учебники были созданы на основе Хаскалы и реформистского иудаизма . 
Появление этих школ было воспринято иудейскими общинами ещё более негативно , чем  ужасный закон о еврейских рекрутах . 
Общины восприняли эти школы как инструмент политики ассимиляции и обращения евреев в христианство, чего кстати вовсе делать никто и не собирался . 
Детей пришлось  в эти школы загонять силой . 
Через 20 лет  результатом деятельности этих школ стало резкое увеличение численности евреев среди  учеников гимназий и университетов. 
Попытки империи перестроить традиционную  жизнь евреев до отмены крепостного права особого успеха не имели и еврейские общины более-менее успешно этому сопротивлялись . 
Но появилось не мало и ассимилированных евреев , которые только по религии отличились от русского населения  . 
Именно с 1856 года по конец 70х годов у властей Российской империи был реальный шанс провести успешную эмансипацию евреев . 
В русском обществе были очень сильны настроения  на либеральную ассимиляцию евреев . 
И большой враждебности это меры бы не встретили . 
Тут и среди самих евреев появилось достаточное число тех , кто этого желал . 
С начала открытия для евреев гимназий  ,  реальных училищ и  многих высших учебных заведений их число там начало увеличиваться невозможно быстро . 
В первом наборе учеников в Одесскую Николаевскую гимназию в 1879 году среди выдержавших приёмный экзамен было   105 евреев и  только 38 всех  христиан из которых 1/4 была из крещёных евреев . 
И такая картина была везде ,где для евреев открывали возможность поступать в учебные заведения . 
Правительство начинает понемногу снимать ограничения черты оседлости . 
Из под действия положения о черте еврейской оседлости постепенно  изымаются : 
Все лица с высшим образованием  как техническим-естественнонаучным   , так и гуманитарным  ( в том числе и иностранным ) , все имеющие ученые степени ,все врачи , инженеры ,техники , аптекари и их помощники ,фельдшеры , дантисты , учителя , акушерки , ремесленники , квалифицированные рабочие , отставные солдаты и матросы  и отставные  сверхсрочные солдаты и матросы . 
Можно было "временно" покинуть черту оседлости для обучения . 
Черта оседлости становится довольно условным понятием . 
Наплыв в учебные заведения еврейской молодёжи связан не в последнею очередь с возможностью покинуть черту оседлости . 
К принятию мер по эмансипации евреев стали призывать , уже  даже и не либералы и левые , а такие личности как Катков и Лесков . 
Именно Катков требовал от правительства мер по отмене всех ограничений для евреев 
Катков о евреях : 
"Русское законодательство безостановочно идет вперед в одном и том же направлении. 
Желательно, чтобы закон не проводил черты различения между ними, евреями, и всем русскими подданными. 
Евреи везде, где только признают их права, действуют в интересах политического единства страны". 
Катков точно подметил , что евреи могут и должны стать укрепителями Российской империи . 
Евреи и польский вопрос . 
Несмотря на тесные связи между евреями и польским дворянством .в 1830 году евреи не поддержали мятежа . 
Во время  мятежа  1863 года евреи в своём огромном большинстве тоже остались лояльными России и враждебными повстанцам . 
Лояльность большинства евреев во время мятежа 1863 года  обратила на себя внимание Муравьёва , который предложил создать из евреев особые полицейские отряды для усмирения поляков и поддержания порядка в будущем . 
Проект Муравьёва долго и серьёзно  обсуждали в Петербурге , но он так и увяз в бюрократическом болоте . 
В 1862 году был принят закон о том , что евреям в всём Западном крае разрешено покупать пустые земли . 
Это  закон был отменён в 1864 году . 
Однако за это время некоторые евреи смогли стать крупными помещиками . 
Только сахарный магнат ,всю Россию снабжавший сахаром  Израиль Маркович (Меерович) Бродский и его дети  скупили   более чем 35 тысяч десятин земли. 
После подавления мятежа 1864 года этот закон отменили . 
Конфискованной у мятежников земли стало много и власти прикрыли возможность покупки земли евреями . 
Землю теперь могли покупать только русские . 
Поляки могли только продавать землю , но не покупать её . 
Это было ошибочным решением . 
Во первых у русских помещиков в большинстве не было денег . 
У евреев деньги  были , но купить землю прямо они не могли . 
В результате цены на землю упали и казна лишилась больших доходов . 
Нужно было только не допускать покупки земли поляками через  евреев подставных  лиц . 
Можно было к пользе для империи  вместо польской шляхты получить помещиков-евреев . 
К концу 19 века евреев в России было уже около 5 миллионов человек , из них более  300 тысяч уже официально  проживало вне черты оседлости и не меньше проживало нелегально . 
Для сравнения всех евреев Германии было около 600 тысяч человек . 
Евреев Франции было 100 тысяч  человек . 
В Австро-Венгрии в процентном соотношении было столь-же много евреев ,как и в России . 
Однако там был принят закон о эмансипации евреев  в 1867 году . 
Для ограничения перемещения еврейского населения в Австро-Венгрии было положение ,что любой человек мог быть выслан  на  место своего рождения , если он не имел  постоянных  источников дохода или  заработка . 
Для не высылания таких лиц нужно было заручится поручительством общины или частного лица . 
Это положение действовало до конца 19 века , а правовое положение евреев ничем не отличалось от прочих граждан .  
Российская империя весьма пострадала от отказа от эмансипации евреев . 
Ведь получилось плохо , правовую эмансипацию евреев не провели и даже начали опять притеснять евреев . 
Но тех евреев которые желали ассимилироваться было уже очень много и ведь правительство  само  усиленно подталкивало евреев к этому начиная с 1840 года . 
С начала 80х годов 19 века отношение к евреям по почти всей Европе меняется к  худшему . 
Меняется и точка зрения на евреев , если раньше просто  их презирали , то теперь стали боятся . 
Если до этого времени на евреев смотрели по большому счету как на грязных нищих , неудачников и вообще как на неполноценных человеков . 
Теперь евреи становятся плохими по причине их "большей приспособленности" к новым реалиям . 
Еврейство в глазах обывателей  становится плохим  так , как оно экономически сильно , умно и хитро и  лучше других умеет управляться в новом капиталистическом мире . 
А так как многие евреи уже совершенно ассимилировались и по поведению ничем уже неотличимы от простого обывателя , то конечно  
пошли разговоры о тайных замаскировавшихся  евреях вредящих христианам . 
С это момента и пошли разговоры о тайных еврейских заговорах против всего человечества . 
Страх перед евреем пробивающимся из низов в элиту был очень велик . 
Например в начале 19 века на территории Германского Союза  более 80% евреев были не просто беднотой , а  беднотой в квадрате . 
К 1873 году на территории Германской империи   более 80% евреев имели доходы выше среднего немца . 
К началу 20 века территории Германской империи евреям принадлежало 1/3 всех крупнейших состояний ,а  было их всего 1% населения . 
Неудивительно ,что среди лузеров стал популярен антисемитский бред . 
В России же эмансипацию не провели , евреев начали опять ущемлять , государство стало отторгать евреев . 
Но ведь таких  евреев которые   уже мало чем отличаются от русских по образованию и культуре ( Левитан например )  становилось все больше  , стало очень много аккультурированных и ассимилированных евреев . 
Государство их отторгает , общество начинает боятся и тогда куда идти образованному и  ассимилированному еврею ? 
Кто таких не отталкивает ? 
Конечно есть и такие слои общества которые не отторгают евреев . 
Это либералы и революционеры ! 
Вот туда и пошли ассимилированные  евреи . 
В 70-80х годах 19 века количество евреев в революционных организациях народнического толка  было не больше их процентного количества евреев в России — 4-5% 
Ситуация радикально меняется к концу 19 века . 
Уже к концу 90х годов 19 века  число евреев в революционном движении уже до 40-50%, и ситуация сильно меняется.