Я опасаюсь, что рассуждение о нежестокости и непритеснительности этой меры
   многим  покажется  просто  ирониею,  и я не стану доказывать,  что жесточе и
   притеснительнее этой меры ничего нельзя  выдумать,  ибо  выселить  людей  из
   одного места,  перевесть их в другое, поселить их там против воли и вдобавок
   еще связать  ограничениями в праве промысловых сношений,  — это  в  существе
   значит  не  что  иное,  как в корень их разорить и покрыть их позорнейшим
   бесславием перед всем христианским миром.  Но я не буду  развивать  этой
   мысли,  которая  сама  по  себе  ясна  с первого взгляда;  а я укажу лишь на
   практическую сторону пересыльных операций, рекомендуемых киевским владыкою.
     Во 1-х,  где мы можем приготовить ссыльное место для сектантов?  Место это
   должно быть очень пространно,  потому что  у  нас  сектантов  много,  а  при
   усилении гонения на них число их,  конечно,  еще более увеличится, ибо народ
   наш и на сей раз не изменит своего убеждения,  что  "не  та  истинная  вера,
   которая мучит, а та, которую мучат". "Не даде бо нам Бог духа страха"
   (2 Тимоф., 1, 7): они станут "в терпении стяжать души" и удивят всех и своим
   характером и своим числом: место для них потребуется очень большое... Где же
   оно?  В средине государства такого места не выберешь:  здесь и так  все  уже
   заселено,  да  и  притом  тут  неудобно  надзирать  за  общением сектантов с
   несектантами.  Иначе пришлось бы закрыть проезжие дороги и  оцепить  границу
   ссыльного  места  кордоном.  Надо поискать просторное место для сектантов по
   окраинам.
     Предположим, что  для них,  например,  отведут Архангельскую губернию;  но
   тогда надо же прежде подумать: куда убрать отсюда всех православных, живущих
   ныне  в Архангельской губернии?  Всеконечно необходимо начать с того,  чтобы
   выселить отсюда всех православных,  дабы  они  не  смесились  с  сектантами,
   которых  погонят  на  их  место,  иначе опять произойдет смешение и на новых
   местах явится то же самое,  что было на старых.  Стало быть,  не может  быть
   спора,  что прежде самих здешних православных надо куда-нибудь переселить...
   Куда?..  Опять  требуются  новые  местоназначения...   А   если   эти
   православные возропщут и скажут:  "Не трогайте нас; мы здешние и здесь хотим
   жить и умереть...  За что вы нас тревожите?" Право,  не знаю,  что им  тогда
   ответят,  за  что  их  сгоняют  с насиженного места на другое,  отдаленное и
   незнаемое? Не выйдет ли тогда, что эти люди "страдают за православную веру?"
     Теперь обратимся     к    так    называемой    политике,    которой
   высокопреосвященный Арсений дает очень веское значение в  оценке  достоинств
   сектантского  учения.  Допустим,  что  у  сектантов  действительно есть свои
   смелые  политические  убеждения,  простирающиеся  до  того,  что  они   даже
   сомневаются (стр. 153),  "неужели и Закревский был поставлен от Бога".  Если
   это так и сектанты эти отказываются верить,  что "и Закревский был поставлен
   от Бога",  то при каких обстоятельствах это может обнаружиться более резкими
   проявлениями:  тогда ли,  когда все люди подобных убеждений рассеяны по лицу
   всей  земли  вперемежку  с  людьми,  имеющими  другой  взгляд  на назначение
   Закревского,  или тогда, когда указываемых митрополитом вольнодумцев соберут
   от  всех  концов в одно место и они представят плотное население в несколько
   миллионов (положим,  хоть в три) и при единстве своих взглядов скрепят  свой
   союз еще единением в ненависти к истязующему их правительству? Два ответа на
   этот вопрос невозможны;  старая политическая доктрина основательно учит, что
   люди,  рассеянные им и не имеющие центра действий, всегда гораздо безопаснее
   для власти, чем те же люди, собранные вместе...
     Но идем  далее:  предположим,  что  правительство,  во уважение церковного
   авторитета митрополита Арсения,  по его слову двинуло бы переселение народов
   России  с  места  на место.  Представляю каждому вообразить себе эту ужасную
   картину повсеместного плача,  сортировки людей и  высылки  их,  по  указанию
   духовных лиц,  а также эти перекочевки целыми группами,  с детьми,  скотом и
   всяким скарбом...  Поистине это было бы  нечто  вроде  великого  переселения
   народов  под  конвоем,  ибо  иначе  народы  эти,  собранные в большую
   группу, пожалуй, и не дойдут по маршруту...
     Но допустим,  что  и  эта  "нежестокая  и  непритеснительная  мера"  (164)
   благодаря   великой   скромности   русского   народонаселения    совершилась
   благополучно:  что же тогда?  Живые люди не могут оставаться в неподвижности
   сердца и мысли,  и среди переселенных сектантов может  начаться  движение  в
   сторону  церкви.  (Имея  в  виду  довольно  частые  в наше время обращения в
   православие  сектантов  и  даже  иноверцев,  такие  случаи  нельзя   считать
   невозможными.)  И  что  же  тогда,  как быть с покаявшимися и обратившимися?
   Очевидно,  их нельзя будет оставлять среди коснеющих в своем заблуждении,  и
   надо  их  снова как можно скорее куда-нибудь выселить...  Куда же?  опять на
   старые места;  но там уже дом их пуст,  или на селе их сеет другой. И где же
   будет граница этим расселениям и когда придет им конец?..  Что за страшную и
   неблагодарную  работу  должно  будет  принять   на   себя   с   этою   мерою
   правительство,  перед которым все государство явится не в нынешнем положении
   мирной страны,  а в плачевном состоянии  какого-то  пересыльного  церковного
   этапа.